Задумчивые и радостные, улыбающиеся и погруженные в работу; каждый уникален и неповторим – таким предстают герои фотографий Элизабетты Каталано, на выставке в Мультимедиа Арт Музее.
Всегда разные, но всегда настоящие – таковы представители интернациональной «богемы» 1970-80-ых, которых мы видим на снимках этой неординарной женщины. Ее карьера фотографа оказалась на редкость успешной, возможно, из-за того, что в эту сферу Элизабетта погрузилась легко и достаточно спонтанно. Ее первые работы были созданы во время съемок фильма Федерико Феллини «8 1/2», где она исполняла роль сестры Анук Эме. Режиссеру обратил внимание сколь удачными оказались фотографии и посоветовал Каталано продолжать работать в этой сфере. Позже он не раз пригласит ее на съемки уже как фотографа.
В дальнейшем она будет работать с такими изданиями как Vogue, L`Espresso и другими. Сама ее открытая натура и умение располагать к себе людей, вероятно, помогла ей так преуспеть в профессии. Ее моделями чаще всего становились актеры, режиссеры, художники. Последние, что вообще является удивительным явлением, позволяли ей делать снимки даже во время подготовки своих проектов. Несоблюдение необходимой дистанции делает ее фотографии произведением искусства, создает ауру художественност. Не преступая границ личного пространства артистов, Элизабетта Каталано «ловит» своих героев в момент, когда они чувствуют себя максимально комфортно. Временам они явно позируют, и тут ей помогает опыт съемок для глянцевых изданий; а временами она делает будто бы случайные кадры, которые, однако, изумительно продуманы по композиции.
Ее личное непосредственное отношение к моделям, в первую очередь как к личностям находит прямое отражение в фотографиях. Каждый в ее работах оказывается именно тем, кем он является на самом деле или же тем, кем он хочет казаться. Дуэт «Гилберт и Джордж», которые сами по себе воплощают собой квинтессенцию английского духа, на парном «портрете» сосредоточенно и в то же время иронично взирают на зрителя.
Мы не видим их личных переживаний и не можем судить о их характере. Но их образ находит свое наилучшее отражение в этих кадрах. Каталано увидела и сняла их такими, какими они были как художники. То же самое можно почувствовать в фотографиях Йозефа Бойта. Мастер, отличавшийся своей дерзостью, энергичностью, традиционно старавшийся эмоционально вовлечь зрителей в действие своего перфоманса или заинтриговать их эффектной деталью, снят в динамичной позе, активно жестикулирующим, художник будто бы привлекает, зазывает смотрящего обратить на него внимание. В работах Каталано модели предстают либо такими, какими они были, как личности – люди искренние, веселые, хмурые и замкнутые; либо как герои в «образе», который они выбрали для себя. Энди Уорхол, несколько напряженный, общается с итальянскими коллегами – согласно его личным воспоминаниям он всегда не так-то легко сходился с новыми людьми.

А вот энергичный, целеустремленный Феллини практически во всех кадрах вовлечен в рабочий процесс, улыбается или же напротив, вполне гневно чего-о добивается от актеров – но никогда не скучает. А вот очаровательная Талита Гетти на двух фотографиях, представленных на выставке, каждый раз будто бы играет роль, создает образ.

В некоторых работах чувствуется влияние величайших произведений «мировой сокровищницы искусств» – мотивы причудливых богатых, орнаментов вызывающих ассоциации с работами Густава Климта. В фотографиях проектов Марио Чероли, мастера во многом возродившего культуру работы с деревом в итальянском искусстве, в артистичных ракурсах представлен проект, напрямую связанный с новой трактовкой образов Джорджо де Кирико.
Вся многогранность артистического мира Италии второй половины XX века открывается в фотографиях Элизабетты Каталано. Особенно интересно то, что помимо нее, и другие фотографы делали снимки этих художников, режиссеров актеров и актрис. Но там не менее именно эти работы кажутся особенно привлекательными, оказывается исключительно искренним. Ей удается каждый раз увидеть в своих героях самое характерное. Запечатлеть каждого именно так как это ему или ей подходит, чтобы отразить особенности их духа. Кто-то появляется как демиург и творец, раздумывающий о смысле жизни и искусства, например Энрико Кастеллани. А кто-то предстает как частное лицо, наслаждающееся жизнью, как всемирно известный Франко Дзефирелли, отдыхающий в садовом кресле. Важно выделить и фотографии, на которых художники предстают в рабочей атмосфере. Эффект схваченного момента, не делает образ застывшим, а напротив, показывает художественный процесс в движении. Как два кадра, запечатляющие Альдо Мондино. Или, тем более, несколько смазанные и тем более живые кадры со съемок «Репетеции оркестра» Феллини. Все вместе, эти фотографии создают цельный образ художественной жизни Италии за несколько десятилетий. Смелые эксперименты и эмоциональные дискуссии, подготовки к выступлениям и моменты, схваченные объективом будто бы случайно – все это формирует особую атмосферу этой выставки. Все представленные работы вызывают живой отклик у зрителя; прямой визуальный контакт, на который идут герои, или непосредственные ситуации, в которых они запечатлены, позволяет нам на время стать частью этого творческого мира, заставляет не просто смотреть но и по-своему общаться с этими снимками. Как мне кажется секрет здесь в искренности. Искренности самой фотохудожницы, которая работала с людьми, ей не безразличными, и искренности моделей, которые «открывались» навстречу мягкой, чуткой и исключительно талантливой Лиз Каталано.
Выставка продлится до 16 июля.